Как добиться взаимопонимания или что сближает на работе?

Чтобы работалось без давления со стороны коллег, без взаимного непонимания, без насмешек, или даже хуже, угроз, попытаемся кратко сформулировать основные правила, как добиться взаимопонимания и дружеского расположения коллег.

Будьте сами доброжелательно настроены и всегда готовы к общению.

Проявляйте инициативу в общении первыми.

В первые дни можно принести угощение для коллег по случаю вступления в должность (предварительно уточнив, принято ли делать такое).

Старайтесь обедать вместе с коллегами, так как совместный прием пищи сближает.

Не отказывайтесь от участия в корпоративных праздниках и сразу разузнайте, как принято отмечать в данной компании праздники и дни рождения.

 Если вы курите, найдите единомышленников, но не злоупотребляйте курением в рабочее время – уточните, сколько раз в день оптимально делать перекуры без замечаний.

Общаясь с коллегами, помните, что свои впечатления коллеги могут выражать по-разному. Существует разделение людей по типу восприятия на Зрителей, Слушателей и Осязателей. Зрители — рассматривают мир, как последовательность картинок, воспринимают все с помощью органов зрения, обычно голос высокий, дыхание поверхностное, типичные слова и выражения зрителя: смотреть, видеть, воображать, картина, показывать, перспектива, наблюдать. Слушатели – отличаются особым вниманием к словам, склонны к бесконечным диалогам с самим собой. Привычка облекать чувства и мысли в словесную форму делает голос более выразительным, а дыхание глубоким, типичные слова и выражения слушателя: слушать, молчать, звенеть, неразговорчивый, громкий, монотонный, глухой, внятный, дискутировать, кричать, заявлять. Осязатели – придают повышенное значение переживаниям и телесным ощущениям. Часто употребляют слова, характеризующие качество предметов, и практически не воспринимают того, что нельзя почувствовать. Хорошо помнят те вещи, которые можно потрогать. Говорит медленно, с частыми паузами, низким голосом. Типичные выражения осязателя: ощущать, напрягаться, задевать, сносить, тяжелый, твердый, мягкий, нежный, сжимать, хватать, вручать, толкать, жесткий, холодный, браться, пугливый, чувствительный.

Привычный способ восприятия обязательно сказывается на наших реакциях и манере передачи окружающим своего опыта. В общении с людьми надо уметь почувствовать и распознать, к какому типу восприятия относится тот или иной человек и, в зависимости от этого, наладить с ним общение с помощью тех органов чувств, которыми он привык воспринимать мир, постараться говорить с ним на этом языке и понять, что человек имеет в виду, говоря о каких-либо вещах. Например, все типы восприятия скажут о начальнике по-разному: зритель «Наш начальник всегда хорошо одет, красиво подстрижен и производит приятное впечатление»; слушатель «Наш начальник всегда говорит громко и четко, никогда не кричит и всегда выслушает»; осязатель: «Наш начальник никогда не давит, с ним я чувствую себя легко, без напряжения». Вот по таким разговорам можно выявить тип человека по восприятию и прекрасно с ним ладить.

В общении обращайте внимание на невербальные проявления собеседника. Это поза, мимика, жесты, тон и тембр голоса, движения, дыхание. В разговоре старайтесь как бы зеркально отразить позу собеседника. Обращайте внимание на наклон туловища, головы, положение рук и ног. Не старайтесь, как мартышка повторять движения, но некоторые вещи стоит «отзеркалить». Например, собеседник, кивает головой, вы  в такт, покачиваете ногой или слегка постукиваете ей по полу. Если речь собеседника стала более эмоциональной, старайтесь и в своем тоне прибавить эмоций. Отражение ритма дыхания собеседника – наиболее эффективный способ установления контакта. Кажется, научиться трудно, но бессознательно мы это умеем.

Старайтесь не сплетничать и не обсуждать коллег, не поддавайтесь на такие уловки, когда вам рассказывают о ком-то, пытаясь втянуть вас в сплетничание. Чтобы не попасть впросак, вам придется внимательно выслушать, но без комментариев. Следите внимательно за своими высказываниями, будьте сдержанны в личностных оценках.

Не рассказывайте много о себе и о подробностях своей личной жизни, хотя, чтобы снять какие-то ненужные разговоры о себе, когда будете представляться, скажите, сколько вам лет, где вы учитесь или учились, замужем вы или женаты и есть ли у вас дети. Такая краткая информация позволит вам избежать ненужных домыслов и лишних сплетен. Если от вас будут ждать каких-то интересных подробностей, то лучше рассказать о жизни своих знакомых или несуществующих друзьях, чем рассказывать интимные подробности своей личной жизни.

«Настольная книга молодого карьериста»

Светлана Сушинских